Антарктическая одиссея. Часть I

Часть I   |   Часть II   |   Часть III

Памяти моей любимой жены
посвящается эта статья.

ПРЕДИСЛОВИЕ

Настоящая статья была написана по приезду домой из Антарктиды. В журнальном варианте она была опубликована в нескольких журналах «Вестник СРР» за 2006 — 2007 г. В ней я описывал жизнь полярного радиста – радиолюбителя. Совершенно не затрагивая вопрос взаимоотношений в коллективе станции, условиями индивидуального, я бы сказал «кабального договора» между полярником и арктическим и антарктическим институтом ( ААНИИ). Всё это не имеет значения при описании жизни радиолюбителя на зимовке.

Быстро летит время. Некоторые из тех, чьи позывные указаны в статье покинули наш мир, многие сменили позывные.
В июле 2010 года после тяжёлой болезни скончалась моя жена Зоя, с которой мы счастливо прожили 40 лет, вырастили троих детей. Для нашей семьи это была трагедия.

Все были в шоке. Но жизнь продолжается. Сегодня я снова продолжаю активно работать в эфире, строю антенны, паяю различную аппаратуру. По мере возможности выезжаю на КВ и УКВ соревнования. Сменил и я в 2010 году свой позывной на R3HD . Люблю путешествовать с радиостанцией. Работал из Владивостока R3HD/0 в 2010 году, из Новгородской области R3HD/1/p в 2011 году, с острова Валаам R3HD/1 в 2011 году, из Нижегородской области R3HD/3 летом 2013 года.

Радиолюбительство это моя жизнь, занятие им её продлевает. Все мои скромные достижения были достигнуты благодаря пониманию и помощи моей жены, детей, друзей – радиолюбителей. Спасибо им за это.

До встречи в эфире на КВ и УКВ диапазонах!. 73!


 

Часть I

…Очарование экспедиций в Антарктиду в значительной мере складывается из сопутствующих им резких контрастов, ибо то, что сегодня представляется преисподней, завтра может обернуться царством небесным. Это и есть одно из проявлений того неуловимого, что мы за неимением более точного выражения называем зовом Антарктики…. Так писал в своей книге «Антарктическая одиссея « Реймонд Присли — участник антарктической экспедиции 1911-1914 г.г. английского полярного исследователя Р.Скотта. Я также назвал свою статью «Антарктическая одиссея». По моему скромному мнению это название полностью отражает ситуацию в Антарктиде и все события связанные с моим пребыванием в моей самой лучшей и продолжительной радиоэкспедиции 2004-2006 г.г.

Станция Новолазаревская

Станция Новолазаревская

В июле 2004 года мне предложили поехать работать в Антарктиду на аэродром станции Новолазаревская в составе 50-й Российской Антарктической Экспедиции (50РАЭ). Дело заключалось в том, что на тот момент на аэродроме не было квалифицированного радиста и радиоинженера, что создавало определенные трудности в обеспечении бесперебойной КВ, УКВ и спутниковой связи. В апреле 2003 года я закончил службу в одном из подразделений Технического Управления МВД России и вышел на пенсию, хотя продолжил работу в фирме, расположенной в городе Химки Московской области, специализирующейся на оказании услуг связи и производстве антенно-мачтовых устройств и антенн КВ и УКВ диапазонов.

Мне всегда нравились всевозможные поездки на КВ и УКВ соревнования и особенно радиоэкспедиции. Практически все свои отпуска я с аппаратурой и антеннами проводил за тысячи километров от дома, работая в эфире на КВ и УКВ диапазонах . Из всех видов радиолюбительской связи мне особенно нравится работа телеграфом, поэтому преимущественно я работаю им, хотя довольно часто применяю и такой простой вид радиосвязи как работа на одной боковой полосе (SSB), и очень редко использую цифровые виды связи. Я отношусь к старшему поколению радиолюбителей, работаю в эфире с 16 декабря 1960 года. Мои поездки проходили всегда интересно. Наша необъятная планета прекрасна и великолепна, а если еще в радиоэкспедиции с тобой верный друг рядом, то такие поездки всегда оставляли неизгладимые впечатления.

Я отношу себя к активным радиолюбителям и не замыкаюсь только в стенах своего «радио шека» поэтому я дал согласие на работу в Антарктиде и сразу начал активно к ней готовиться. Первое, и самое главное это нужно было съездить в С-Петербург в Арктический и Антарктический институт, пройти собеседование по специальности и технике безопасности при работе в Антарктиде, а самое главное пройти медицинскую комиссию. Кроме всего прочего уже в августе 2004 года, обсудив проблемы радиообеспечения на моей будущей работе с Олегом Неручевым (UA3HK), Олег и я начали производить закупку недостающей радиоаппаратуры. Большую помощь в ее приобретении нам оказал Павел Шарунин RA3AD (теперь R2AD), и уже через пару недель я привез домой усилитель мощности AL-80B, запасную лампу 3-500Z, и тюнер MFJ-989c. Учитывая важность предстоящей работы и дальний путь в Антарктиду, дома я проверил монтаж усилителя и тюнера, устранил выявленные недостатки и проверил их работоспособность во всех режимах и режиме максимальной мощности. Как в последствии оказалось, это нужно было сделать, и более того, лучше было бы заменить изоляционные планки в катушке переменной индуктивности тюнера. Дело в том, что данная аппаратура предназначена для радиолюбителей и изготовлена с минимальным запасом прочности. В частности при заявленной изготовителем мощности 3 КВТ, которую должен выдерживать тюнер, изоляционные планки катушки тюнера уже при 1 КВТ пиковой мощности в условиях Антарктиды просто прожигались токами высокой частоты. Да и корпус и шасси усилителя сделаны из очень тонкого материала, что впоследствии привело к частичному нарушению монтажа и крепления массивных деталей, которые произошли от тряски и вибрации в самолете. Считаю, что на фирмах изготовителях такого типа радиолюбительской аппаратуры это делается не от незнания основных требований монтажа и выбора типа электрорадиоматериалов а вполне сознательна, дабы при малейшей неисправности потребитель обращался к изготовителю. Аналогичная ситуация происходит с трапами некоторых антенн типа R7, DX-88 ,CP-6 когда приходилось изготавливать новые каркасы катушек индуктивности из фторопласта взамен прогоревших каркасов изготовленных фирмой-изготовителем из термопластичных материалов. Как тут не вспомнить добротные изделия военной аппаратуры связи.

Параллельно с этим я проходил медицинскую комиссию в С-Петербурге и Москве, что вызывало у меня некоторое волнение. К великому моему счастью серьезных проблем со здоровьем у меня не оказалось и я получил положительное заключение медиков, которые разрешили мне работать в Антарктиде в течении 2 лет . В очередной визит в С- Петербург мне сделали прививки от каких-то африканских болезней, учитывая предстоящий путь через Африку, и я был оформлен на работу в Антарктиду. Отъезд в Антарктиду, планировался на конец октября 2004 года.

После того как я был оформлен на работу в Антарктиду в должности ведущего инженера по радио обеспечению, я начал заниматься оформлением разрешения для работы в эфире из Антарктиды на радиолюбительских диапазонах. Просмотрев всю информацию по данному вопросу я выяснил что никогда не оформлялись и не выдавались специальные позывные сигналы для работы из Антарктиды как например: R1ANN, R1ANT и некоторые другие. Учитывая что я должен был работать в эфире со станции Новолазаревская и посоветовавшись с Хованской Татьяной Петровной, я выбрал позывной R1ANN — что означало РОССИЯ ПЕРВАЯ АНТАРКТИДА НОВОЛАЗАРЕВСКАЯ. Тем более что я ехал работать в юбилейную 50-ю Российскую антарктическую экспедицию, и в начале 2006 года исполнялось 50 лет со дня планомерного изучения Антарктиды советскими и российскими учеными, а также то, что в далеком 1820 году 28 января в полдень члены российской экспедиции на шлюпах «Мирный» и «Восток» под командованием Фаддеея Беллинсгаузена и Михаила Лазарева открыли Антарктиду. Тогда на 69 градусе южной широты и 2 градусе западной долготы они увидели высокий ледяной берег, это и была загадочная и мифическая Южная земля (TERRA AUSTRALIS INCOGNITA) — последний неоткрытый материк на земле, который безрезультатно искали мореплаватели всего мира. Он был найден российскими мореплавателями! Сегодня некоторые страны не хотят признавать приоритет России в открытии Антарктиды, утверждая, что и до Российской экспедиции в Антарктиде и на близлежащих островах были представители их стран, однако при всем этом остается неоспоримый факт, что официально открыли и описали таинственную Южную землю именно российские мореплаватели! Кстати остров Петра I (3Y0) также был открыт и описан наряду с другими островами именно этой экспедицией, хотя учитывая сложность рельефа острова, его крутые берега наши моряки не смогли на него высадиться и лишь в 30-х годах прошлого столетия на остров высадились члены норвежской экспедиции и сегодня он принадлежит Норвегии.

Учитывая сложность и продолжительность оформления позывного в Федеральном Агенстве Связи ( ФАС) официальное разрешение на работу в эфире позывными R1ANN и RU3HD/ANT я получил только находясь в Антарктиде. На мой взгляд в 50 РАЭ это было единственное официальное разрешение на использование радиочастот или радиочастотных каналов и позывных для работы российских радиолюбительских станций из Антарктиды.

Дни подготовки к отъезду летели быстро. Аппаратуры и личных вещей скапливалось огромное количество. При каждой поездке в С-Петербург я отвозил в институт часть упакованных вещей, приборов и инструментов. Часть аппаратуры захватил с собой в Кейптаун Олег Неручев (UA3HK). Это оказалось верным решением и заключительный рейс из Москвы в С-Петербург у меня было всего 5-6 коробок и чемоданов. Учитывая опыт моих радио экспедиций, я всегда старался учесть все и брал с собой не только необходимую аппаратуру и антенны, но много инструмента и приборов. И это было правильно. В этих вопросах я привык надеяться только на себя.

17 октября 2004 года в радиолюбительской жизни Подмосковья произошло знаменательное событие. В этот день исполнилось 90 лет Виктору Ивановичу Дудакову, который десятки лет был начальником Пушкинского областного радиоклуба ДОСААФ. Он стоял у истоков радиолюбительства в нашей стране, активно занимался пропагандой новых видов радиоспорта — как например «Охота на лис», подготовил сотни радиоспортсменов и очень многие из них, в том числе и я, считают его своим учителем и благодарны ему за то, что его внимание и отеческая забота помогли многим из нас определить свой жизненный путь. Пройти мимо такого события мы — члены СРР конечно не имели права. В субботу 23 октября 2004 года в кафе с символичным названием «Подмосковные вечера» что находится на берегу реки Серебрянка в городе Пушкино мы чествовали нашего любимого и уважаемого именинника. Здесь я сообщил всем о моей предстоящей поездке в Антарктиду и работе в эфире из очередной радиоэкспедиции на всех КВ диапазонах. Мои друзья были рады за меня и пожелали мне хорошей дороги и активной работы в эфире и надеялись провести со мной радиосвязи на максимальном количестве коротковолновых диапазонов, а Виктор Иванович обещал встретить меня по моему возвращению домой в полном здравии, что и произошло, и в октябре 2006 года мы будем его поздравлять уже с 92–м днем рождения.

В воскресенье 24 октября 2004 года наступил день моего отъезда. Весь день я проверял по списку перечень укладываемых вещей, которые я брал с собой. Любимые жена и младшая дочка помогали мне и старались положить побольше теплых вещей и всего необходимого в повседневной жизни. В результате мой громадный рюкзак оказался набит доверху. Мои уверения в том что я уже получил на складе Арктического института все необходимое для зимовки не принимались ими в расчет. Позднее, уже в Антарктиде, я с радостью обнаруживал в этом рюкзаке мыло, зубную пасту и прочие мелочи так необходимые в быту и охотно делился всем этим с моими новыми друзьями. Вечером на машине ко мне приехали Дмитрий RZ3DJ, и Роман RL3FM. В последний раз проверив все свои вещи, мы присели на дорожку, загрузили все в автомашину, я обнял и расцеловал жену и дочку, и мы тронулись в путь. Менее чем через час я был уже в Москве на Ленинградском в поезде Москва-С. Петербург. Ранним утром 26 октября я уже шагал по Московскому вокзалу С-Петербурга, вызывая удивление немногочисленных пассажиров наличием у меня стольких вещей. Я был буквально обвешан сумками и коробками, за собой я тянул тележку, на которой находились усилитель мощности на двух ГК-71, более 500 метров полевого кабеля для изготовления антенн, несколько бухт с коаксиальным кабелем, приборы и инструмент. Видимо я был похож на навьюченного верблюда. Да, нелегкое это дело быть радиолюбителем! Поселился я в маленькой гостинице аэропорта Пулково, где уже находились многие участники 50-й Российской Антарктической экспедиции в ожидании отлета. Все мы должны были в скором времени на самолете ИЛ-76ТД лететь в Антарктиду. В запасе у меня было пару дней, наш самолет находился под загрузкой. В него грузили жилые домики, стройматериалы, запасные части к тракторам и многое многое другое, все что было необходимо для нашей экспедиции. Я навестил легендарного Якова Семеновича Лаповка UA1FA. Он был очень рад моему очередному визиту к нему и удивлялся как я на этот раз далеко и надолго уезжаю из дома. В институте Арктики и Антарктики я встретился с Владимиром UA1ADQ. Поинтересовался у него особенностями прохождения на КВ в Антарктиде. Владимир имеет большой опыт работы из Арктики и Антарктики. Дело в том, что несмотря на обилие технической литературы у меня дома, я не нашел ответа по данному вопросу. Не могли прояснить мне этот вопрос и в институте связи, что находится в г. Мытищи Московской области. Дома я просмотрел в своих старых аппаратных журналах связи с антарктическими станциями, прочитал статью Баркова в журнале Радио об особенности прохождения на коротких волнах и в частности прогнозирование наличия прохождения на 160 и 80 метровых любительских диапазонах. У себя дома под Москвой я ни разу не слышал антарктические станции на 160 метрах и имел всего лишь одну связь на 80 метрах с украинской островной станцией в Антарктиде. Готовясь в экспедицию в Антарктиду я планировал работать в эфире на всех КВ диапазонах и особенно на 80 и 160 метрах чтобы дать возможность радиолюбителям пополнить количество сработанных стран. Особенно это касалось НЧ диапазонов.

С вещами в Пулково

С вещами в Пулково

Тем временем погрузка самолета ИЛ-76ТД в аэропорту Пулково близилась к завершению. В самолет было установлено 50 кресел для пассажиров, установлен «био туалет», нам выдали пассажирские билеты Московской авиакомпании «Авиалинии 400», которой принадлежал данный самолет. И вот, наконец, нам объявили время вылета. Аэропорт, вдруг, превратился в растревоженный улей. Масса людей с рюкзаками, сумками, коробками устремилась в зал отлета. Это были участники антарктической экспедиции. Пройдя таможенный досмотр все прошли к самолету через зеленый коридор, мне — же по причине наличия радиопередающих средств в моем багаже нужно было проходить через красный коридор, показывать разрешения, раскрывать коробки с упакованной аппаратурой и сверять заводские номера трансивера FT-1000mp и УКВ радиостанций VX-110.

Наконец все формальности были соблюдены, и я оказался в грузовом отсеке ИЛ-76ТД и 27 октября 2004 года, в 00 50 московского времени наш самолет, ведомый командиром самолета Рубеном Есаяном, взял курс на аэропорт Найроби в Кении. Участники экспедиции оживленно переговаривались друг с другом, не обращая внимания на гул моторов.

В салоне ИЛ-76ТД

В салоне ИЛ-76ТД

Многие знали друг друга по предыдущим экспедициям и охотно делились воспоминаниями об антарктической жизни. Самолет летел на высоте около 10000 метров над землей, иногда дрожа всем своим мощным телом, попадая в воздушные ямы. Он был загружен до предела. Наконец в 10 часов 20 минут мы приземлились, но не в Найроби, а в Адис-Абебе, что в Эфиопии. Учитывая, что самолет был загружен до предела, и то, что мы летели против ветра, и у нас заканчивалось топливо, мы совершили вынужденную посадку. Наш самолет окружили солдаты с любимыми военными всего мира автоматами Калашникова и запретили выходить из самолета. Так мы и просидели несколько часов в душном самолете под дулами российских автоматов до тех пор, пока не были улажены все формальности и произведена заправка самолета.

Заправка топливом в Адис-Абебе

Заправка топливом в Адис-Абебе

После этого наш ИЛ-76ТД взял старт на Южную Африку и через 22часа после взлета из России поздно вечером мы приземлились в аэропорту Кейптаун, где меня радостно встретил Олег Неручев UA3HK- здесь уже имеющий позывные ZS1OIN и ZS9Z. Мы сели с ним в его прекрасный WOLKSWAGEN «AUDI 6» и поехали к нему домой.

Я и Олег Неручев в аэропорту Кейптауна

Я и Олег Неручев в аэропорту Кейптауна

По дороге Олег привез меня к океану. Вернее сразу к двум. В то место где смыкаются Индийский и Атлантический океаны.

На краю Африки

На краю Африки

Все было очень интересно. Я зашел в воду, попробовал ее на вкус, полюбовался на лунный пейзаж. Кто знает, когда я еще попаду в эти края? Хотя я уже был в Африке, но только в Египте, однако не имел возможности работать в эфире. Здесь же у меня с Олегом была предварительная договоренность, и он получил разрешение на мою работу позывным ZS1/RU3HD, мне не терпелось начать работу в эфире. Дома у Олега было все оборудовано для работы в эфире, на столе стоял FT-1000MP MARK-5, так что распаковывать свою аппаратуру не пришлось. Над домом была установлена антенна A-4-S и была направлена на Европу. К нашему появлению дома прохождение на ВЧ диапазонах уже закончилось. Согласно плану я должен был остаться в Кейптауне до второго рейса в Антарктиду 5 ноября и наблюдать за изготовлением УКВ ретранслятора, который должен был быть укомплектован солнечными батареями, мачтами для антенн, аккумуляторами, преобразователями и прочей техникой. Работы велись на одной из Кейптаунских фирм. Еще в России нами было решено использовать автономную работу ретранслятора, установив его на Аэродромной горе в четырех километрах от взлетно-посадочной полосы аэродрома станции Новолазаревская. Как мы и предполагали, это оказалось правильным решением. Хотя до этого было еще далеко. А пока я курировал производство работ и Олегу составляло большого труда сдерживать мои эмоции при очередном визите на фирму где производились работы. Эта фирма видимо никогда не изготавливала такого типа изделия, это приводило к тому что вместо общеизвестных решений по монтажу антенно-мачтовых устройств реализовывались какие-то свои идеи. В результате уже в Антарктиде мне пришлось на месте переделывать многие узлы антенно-мачтовых устройств и солнечных батарей.

Морской порт Кейптауна

Морской порт Кейптауна

Первый день после прилета в Кейптаун 28 октября. Тепло. На улице + 25 градусов в тени. Позвонил Роман RL3FM и поинтересовался, как я долетел и когда начну работу в эфире из Африки. Передал привет от друзей. Я ему сообщил, что могу работать только на 10, 15 и 20 метровых диапазонах. По возвращению из города я начал работу в эфире телеграфом и провел несколько десятков связей с Европой на 15 метрах. Первым на общий вызов ZS1/RU3HD ответил Войтек SP9W. После этого образовалась ужасная свалка, тем не менее удалось провести много связей с Европой. На следующий день Олег уехал в город, и я имел возможность снова работать в эфире. В 8 UTC был хорошо открыт 15 метровый диапазон, а в 12 UTC и10 метровый диапазон. Приближался телефонный WW-DX контест и многие интересовались буду ли я в нем работать. Я работать в контесте не собирался потому – что Олег хотел работать в нем позывным ZS9Z с усилителем. Он привез с самолета усилитель ALPHA AL-80. Мы его открыли, вставили лампу 3-500Z, я просмотрел монтаж усилителя после перелета на самолете, подтянул ослабившиеся от вибрации и тряски винты, крепящие карданы переменных конденсаторов и стал проверять его работу в эфире. Связи пошли быстрее. Прибавка сигнала в 1-2 балла давала ощутимые результаты. Слышать в Европе стали явно лучше. Я вспомнил, как Олег неоднократно сетовал мне что народ почти не направляет своих антенн на юг, и очень тяжело работать на поиск, когда в Европе открывается прохождение на США или Японию. Я это и сам наблюдал, находясь дома и имея на ВЧ диапазонах вращающиеся 6-ти элементные монобэндеры, подчас не успевая развернуть их во время контеста для связи с африканскими станциями, поэтому давно взял за правило к вечеру, когда заканчивала идти Европа, направлять антенну на юг и работать на поиск, выбирая новые множители. При работе на поиск и в Кейптауне, и позднее, работая из Антарктиды подметил интересную закономерность: Как только корреспондента слышно на 7 баллов, он ,как правило отвечает сразу, но если его слышно слабо, балла на 4-5, то вероятность того что тебя услышат низка. И еще убеждаюсь каждый раз что направленная антенна- залог успеха при работе в эфире. При работе в эфире слышу много знакомых позывных. Особенно приятно слышать тех, кого я знаю лично. На 10 метрах работаю с Миика — OH2BAD, Александром 4X4FC, Евгением RX3AX (SK). Сквозь рев зовущих станций слышу громкий сигнал RZ3DJ Дмитрия Циплакова. Он проводит связь со мной и просит перейти на SSB и перестроиться на 15 метроый диапазон, что я и делаю. Дмитрий мой QSL-менеджер и координатор работы моей радиоэкспедиции в эфире. Благодаря его титанической работе по изготовлению и рассылке моих QSL- карточек всем, кто провел со мной связь их получали. Многие, благодаря распространенной информации в Интернете, знают что я еду на зимовку в Антарктиду на станцию Новолазаревская и желают хорошей дороги и успехов.

Вечером Олег приехал домой. Он готовится работать в контесте в личном зачете. Прослушиваем с ним диапазоны и отмечаем как проходят станции. На 15 метрах слышим громадную свалку. D4B Алик Теймуразов с островов Зеленого мыса работает с Европой, и несмотря на это мы его слышим на 9 баллов. В субоботу и воскресенье Олег работает в контесте и проводит около 1600 связей.

Первого ноября у меня выдалось вечером немного свободного времени для работы в эфире. После 18 UTC прохождение заканчивалось тем не менее я провел много связей с Европой на 20 метровом диапазоне. Рад был встречи с Валерием UA3AO, Аланом VK8AV. Утром 2 ноября хорошее прохождение на диапазоне 10 метров. В этот день мне исполнилось 57 лет. Вечером намечалось небольшое торжество по поводу этого события, а пока я с большим удовольствием проводил время в эфире. Уступая просьбам европейцев перехожу на SSB. На указанной мной частоте 28480 килогерц огромное количество станций, видимо кто-то успел дать информацию в DX-кластер. Моя антенна направлена на Европу. Янош SP5TZC передает мне 73 и привет от SP5PB. Перекрывая всех по уровню сигнала на частоте появляется Владимир UA3AIO (теперь R3AW) а за ним следом мои старые друзья из Дубны Вячеслав UA3DK и Владимир RA3DX. Их слышно слабее. Вячеслав звонит мне домой в Пушкино и сообщает последние новости из дома. Жена Зоя сообщает что друзья звонят домой и поздравляют меня с днем рождения. В 12:16 UTC я снова перешел в телеграфный участок. Темп работы как во время хорошего теста. Работаю с Дамиром UA3ABW/QRP (SK). У него всего 5 ватт и вертикальная антенна на крыше многоэтажного дома в Зеленограде. Слышу его поздравления и желаю ему успехов в работе на QRP. Удалось немного поработать в эфире 3,4 и 5 ноября.

Я и первый пингвин

Я и первый пингвин

В эти дни мы много ездили по Кейптауну и его окрестностям, побывали во всех интересных местах и здесь я увидел первого в своей жизни живого пингвина. За несколько дней работы из Южной Африки мне удалось провести 1246 связей, но мне нужно было лететь дальше.

Пингвины в Кейптауне

Пингвины в Кейптауне

Вечером 5 ноября мы с Олегом упаковали усилитель в коробку, я собрал свои вещи и мы поехали в аэропорт на посадку в самолет ИЛ-76ТД, который уже вернулся из полета и ожидал пассажиров чтобы донести их на своих крыльях до Антарктиды.

Вылет был назначен в 00 30 UTC 6 ноября, но вылетели мы только в 01 30. Наш самолет был снова загружен полностью. Мое место № 1е это кресло у самой стены. В самолете был установлен большой экран и мы с интересом смотрели видеофильмы во время полета. Это были фильмы про Антарктиду, которые рассказывали о климате и животном мире этого ледового континента. На экране мелькали тысячи пингвинов, птиц, морских львов.

Посадка ИЛ-76ТД на ледовый аэродром ст. Новолазаревская

Посадка ИЛ-76ТД на ледовый аэродром ст. Новолазаревская

Через 6 часов полета над океаном наш самолет, преодолев 4200 километров от Кейптауна, стал плавно снижаться для посадки на ледяную полосу аэродрома станции Новолазаревская, где мне предстояло работать до февраля 2006 года. Меня поразило мастерство командира самолета и всех членов экипажа, которые столь филигранно и безукоризненно посадили стотонную махину на ледяную полосу аэродрома. Самолет остановился. Все дружно захлопали в ладоши и прокричали «УРА!». Необходимо отметить что ИЛ-76ТД единственный самолет такого типа в мире который осуществляет взлет и посадку с ледовой полосы в Антарктиде. А ведь это типовой самолет. Я горд за наших летчиков и весь российский народ.

izobr069

продолжение >>

Часть I   |   Часть II   |   Часть III